Автор - Камшат Сагинбекова, PhD в области политических и социальных наук (Université de Liège, Бельгия), Teaching Professor и член Центра глобального и регионального управления (CEGREG) в Международной школе экономики Maqsut Narikbayev University, а также краткосрочный эксперт программы экспортного контроля ЕС P2P
Введение
В условиях усиления международной конкуренции, экономической политики по защите технологий и знаний, санкционного давления и экстерриториального применения правил экспортного контроля и санкций , вопросы комплаенса в этой сфере приобретают особую важность.
Для стран Центральной Азии — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, которые играют ключевую роль как торгово-логистический узел между Востоком и Западом, соблюдение международных правил экспортного контроля и санкций становится не просто обязательным требованием, но и важным фактором устойчивости бизнеса. Это помогает компаниям адаптироваться к меняющимся условиям и снижать риски.
Экспортный контроль включает не только вопросы безопасности, но и обеспечивает легитимную торговлю стратегическими товарами — военного и двойного назначения.
Контроль распространяется не только на физический вывоз товаров за пределы страны, но и на нематериальную передачу технологий через электронную почту, телефонные переговоры и облачные сервисы. Несоблюдение экспортного законодательства может привести к серьезным последствиям — от штрафов и потери контрактов до уголовной ответственности.
В этой статье рассмотрены роль комплаенса в системе экспортного контроля, его вклад в выявление и снижение рисков при экспорте и импорте, основные угрозы несоблюдения правил, ключевые элементы эффективной внутренней системы комплаенса, а также примеры из практики стран Центральной Азии и международного опыта.
Роль комплаенса в системе экспортного контроля
Страны Центральной Азии, включая Казахстан, являются частью глобальной системы экспортного контроля через международные договоры и многосторонние режимы, направленные на предотвращение распространения оружия массового поражения (ОМП). Эти обязательства способствуют обеспечению безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Все страны региона придерживаются положений следующих международных соглашений:
- ▪️ Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons);
- ▪️ Конвенции о запрещении биологического оружия (КБО, Biological Weapons Convention, BWC);
- ▪️ Конвенции о запрещении химического оружия (КХО, Chemical Weapons Convention, CWC);
- ▪️ Договора о безъядерной зоне в Центральной Азии (Договор Семипалатинска, Central Asian Nuclear-Weapon-Free Zone Treaty).
Казахстан дополнительно является членом Группы ядерных поставщиков (Nuclear Suppliers Group, NSG), а также участником (adherent) Режима контроля за ракетными технологиями (Missile Technology Control Regime, MTCR) и Соглашения о торговле оружием (Arms Trade Treaty, ATT).
Все страны региона выполняют положения Резолюции Совета Безопасности ООН 1540, принимая эффективные меры для установления национального контроля с целью предотвращения распространения ядерного, химического и биологического оружия, а также средств их доставки, включая контроль над связанными материалами (пункты OP 3c и OP 3d).
Кроме Казахстана, остальные четыре страны региона реализуют Добровольные национальные планы действий (Voluntary National Implementation Action Plans) при поддержке Комитета 1540 Совета Безопасности ООН.
Помимо глобальных инициатив, в регионе действуют и региональные механизмы, обязательные для соблюдения, например, в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эти механизмы обеспечивают координацию экспортного контроля между странами ЕАЭС, включая Казахстан и Кыргызстан.
Международные обязательства интегрируются в систему комплаенса как на уровне государства, так и на уровне бизнеса и участников международной торговли.
Рассмотрим пример Казахстана. В 2022 году был принят Закон Республики Казахстан № 172-VII «О контроле специфических товаров», который охватывает следующие категории продукции:
- ▪️ Товары двойного назначения — продукция, включая программное обеспечение и технологии, используемая в гражданских целях, но способная применяться для создания оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники;
- ▪️ Военные товары — вооружение, военная техника, технологии, программное обеспечение, технические и специальные средства, материалы, оборудование для производства и испытания, комплектующие и запасные части;
- ▪️ Товары, контролируемые в целях национальной безопасности — товары, не относящиеся к двум первым категориям, но регулируемые для защиты национальных интересов, общественной безопасности, международной репутации Казахстана, а также для борьбы с терроризмом и преступностью.
Закон регулирует экспорт, реэкспорт, импорт, транзит специфических товаров, а также оказание экстерриториальных посреднических услуг и технической помощи. Кроме того, он распространяется на деятельность иностранных лиц, осуществляющих экстерриториальный реэкспорт и транзит таких товаров.
На национальном уровне все законодательные требования внедряются в деятельность компаний и организаций. В соответствии со статьей 17 закона, создание внутрифирменных систем контроля специфических товаров (Internal Compliance Program, ICP) обязательно для юридических лиц, занимающихся научной, научно-технической или производственной деятельностью, связанной с государственными нуждами в области обороны и национальной безопасности, а также для тех, кто систематически участвует во внешнеэкономических операциях с такими товарами.
В современной международной практике термин «экспортный контроль» постепенно заменяется понятием «стратегический торговый контроль». Это отражает расширение сферы регулирования — от контроля физического экспорта к системному управлению рисками, связанными с трансграничным движением товаров и технологий.
Каждая страна определяет сферу применения соответствующего закона, включая перечень контролируемой продукции и регулируемых операций, самостоятельно. В странах Центральной Азии уже внедряется именно стратегический торговый контроль, который охватывает не только экспорт, но и импорт, транзит, а также посреднические услуги. Это демонстрирует их растущую зрелость и ответственность в глобальной системе нераспространения и безопасности.
В странах Юго-Восточной Азии используется более комплексный подход — «стратегический торговый менеджмент», который включает вопросы экономического, индустриального и торгового развития, а также международной кооперации.
Экспортный комплаенс играет критически важную роль в обеспечении законности и безопасности внешнеэкономической деятельности. Он помогает организациям выявлять и минимизировать риски, связанные с международной торговлей стратегической продукцией. Соблюдение правил экспортного контроля способствует импорту технологий двойного назначения, укрепляет международное торговое партнерство, расширяет рынки сбыта и помогает достигать стратегических целей. Эффективная система комплаенса защищает бизнес от штрафов, уголовной ответственности, потери репутации и ограничений со стороны международных партнеров.
Как комплаенс выявляет и снижает риски экспорта
Внутрифирменная система экспортного комплаенса помогает выявлять и снижать риски при международных сделках. Специалист по комплаенсу, отвечающий за экспортный контроль, применяет поэтапный подход к проверке каждой сделки. Основные шаги включают:
- ▪️ Идентификация продукции когда анализируются технические характеристики товара и его классификационный номер (Export Control Classification Number, ECCN) в контрольном списке, чтобы определить, подпадает ли продукция под экспортный контроль. Если да, то начинается подготовка документации и получение необходимых лицензий для экспорта, импорта, транзита или экстерриториальных посреднических услуг. Это помогает избежать штрафов, блокировки сделок, задержек в логистике и репутационных потерь.
- ▪️ Лицензирование и ограничения. После классификации проверяется необходимость лицензий или специальных разрешений, а также применяются исключения из контроля. Учитываются правила экстерриториальности. Например, запрещено поставлять американские технологии через третьи страны (в том числе через Казахстан) в Россию или передавать доступ к таким технологиям гражданам стран, находящихся под санкциями США, даже если они находятся физически в Казахстане — это deemed re-export.
Пример: Американская компания передала программное обеспечение, контролируемое по Правилам экспортного администрирования (Export Administration Regulations, EAR), казахстанской фирме для совместного исследования. Если в проекте участвует гражданин Ирана, находящийся в Казахстане, и получает доступ к технологии, это считается deemed re-export — эквивалентом передачи из США в Иран, требующей лицензии от американского регулятора (Bureau of Industry and Security, BIS).
- ▪️ Проверка контрагентов и контроль цепочки поставок когда оцениваются риски на всех этапах, от поставщика сырья до конечного получателя. Проводится комплексная проверка (due diligence и know your customer, KYC): анализируются конечные пользователи (end-user), цели использования продукции (end-use), страны назначения и бенефициары с учетом экспортного контроля и санкций.
Компании используют автоматизированные инструменты для мониторинга и комплаенса. Если ресурсы ограничены, применяются открытые списки для проверки сделок. Такие инструменты позволяют в реальном времени сопоставлять данные с актуальными базами и выявлять потенциальные риски.
Внедрение системы экспортного комплаенса и поэтапный подход к проверке сделок помогают компаниям эффективно снижать риски, минимизировать нарушения, избегать штрафов и сохранять репутацию, обеспечивая законность и безопасность экспортных и импортных операций.
Ошибки в международной торговле и сотрудничестве, ведущие к нарушениям экспортного контроля и санкциям
В международной торговле часто возникают ошибки, связанные с недостатками в системе комплаенса, которые могут привести к нарушению экспортного контроля и санкций. Основные из них:
- ▪️ Ошибки при классификации и оформлении документов, когда компании нередко неправильно определяют категорию и товарный код продукции в рамках экспортного контроля. Это происходит из-за отсутствия четких процедур или недостатка технических знаний для правильной идентификации товара. В результате экспортеры могут не знать о необходимости получения лицензии, что считается нарушением закона.
- ▪️ Игнорирование экстерриториальных ограничений. Законодательство по экспортному контролю и санкциям США и ЕС действует за пределами их территорий. Например, запрещено продавать американские комплектующие компаниям в третьих странах, если существует риск их повторного экспорта в Россию, Иран или другие страны под мерами экспортного контроля и санкциями. Правила «deemed (re)export» и ситуация, когда одна сделка подпадает под несколько юрисдикций одновременно, часто недооцениваются компаниями.
- ▪️ Недостаточная проверка контрагентов и третьих стран. Компании иногда не проводят всесторонний аудит субподрядчиков, посредников и конечных получателей. Это может привести к тому, что санкционная продукция попадет к запрещенным лицам или организациям. Например, Министерство финансов США включило Казахстан, Узбекистан, Грузию и Кыргызстан в список стран, через которые контролируемые товары могут транзитом попасть в Россию. Игнорирование таких предупреждений увеличивает риск нарушения экспортного контроля, особенно при повторной продаже или транзите.
- ▪️ Отсутствие внутренней системы контроля. Многие нарушения случаются не из-за умысла, а из-за отсутствия формализованных процедур и внутреннего аудита. Без системы ICP, которая предусматривает проверку контрагентов и постоянный мониторинг санкционных и контролируемых списков, компании становятся уязвимыми и подвергаются риску штрафов и других санкций.
- ▪️ Нарушения в академической сфере (academic proliferation)
▪️ Передача технологий, знаний и исследовательских данных, связанных с контролируемыми товарами и технологиями, без должного контроля может привести к серьезным нарушениям. Это касается сотрудничества с иностранными учеными, студентами и исследовательскими организациями, особенно из стран под санкциями или под ограничениями. Несоблюдение правил передачи технологической информации в научных проектах может иметь серьезные последствия для научных организаций и учебных заведений. - Поэтому вопросы внедрения ICP в университетах и научных организациях в западных странах становятся обязательными требованиями.
Построение эффективной системы внутреннего экспортного контроля
Для минимизации рисков нарушений компаниям рекомендуется создать формальную и эффективную внутрифирменную систему экспортного комплаенса, которая включает следующие ключевые элементы:
- ▪️ Поддержка руководства. Топ-менеджмент должен активно поддерживать программу, выделять необходимые ресурсы и закреплять ответственность за соблюдение экспортного контроля. Без участия и лидерства «сверху» система комплаенса останется номинальной и неэффективной.
- ▪️ Документированные политики и процедуры по оценке рисков и проведению скрининговых процедур. Необходимо разработать подробные инструкции по классификации товаров, лицензированию, проверке контрагентов и контролю транзита. Регламенты должны соответствовать законодательным требованиям и международным режимам экспортного контроля, включая всеобъемлющие правила («catch-all»), стандартные контрактные оговорки, формы для проверки конечного пользователя и целей использования продукции, а также процедуры проверки контрагентов.
- ▪️ Обучение и повышение осведомленности персонала. Важно регулярно проводить тренинги, рассылать обновления и внутренние видеоматериалы для специалистов по внешнеторговой деятельности, логистики, юристов, руководства.
- ▪️ Автоматизация и аудит. Использование электронных систем документооборота и скрининговых инструментов для анализа сделок и отгрузок помогает повысить эффективность контроля. Регулярные внутренние аудиты (проверка заказчиков, контрактов и поставок) позволяют выявлять отклонения и слабые места в системе.
- ▪️ Ведение записей. Для успешного проведения аудитов, выявления нарушений и добровольного раскрытия информации записи должны быть легко доступны. Поэтому крайне важно систематически вести и хранить документы всех проверок, связанных с экспортным контролем.
Кейсы по нарущению экспортного законодательства
Международные прецеденты. США традиционно строго реагируют на нарушения экспортного контроля. В 2023 году компания Seagate заплатила $300 млн за экспорт жестких дисков в китайскую компанию Huawei, включенную в Entity List, что демонстрирует экстерриториальное действие американской политики. В 2023 году Microsoft получила штраф в $3,3 млн от Управления по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) за предоставление программного обеспечения и облачных услуг пользователям в странах под санкциями (Иран, Сирия, Крым) без нужных лицензий. Нарушения имели место с 2012 по 2019 год, после чего Microsoft добровольно раскрыла нарушения и усилила комплаенс.
Немецкая фирма была оштрафована на 1,2 млн евро за экспорт специализированного программного обеспечения двойного назначения в Россию в период с 2016 по 2018 годы. Сделка проходила через аффилированное лицо, однако контроль конечного пользователя не был проведен.
Региональные примеры. Осенью 2024 года Министерство финансов США обнаружило схему обхода санкций, при которой российская компания TROS получала европейское металлообрабатывающее оборудование через посредников из Казахстана (Kazstanex) и Узбекистана (Uzstanex). Эти компании были номинальными получателями, а затем оборудование переправлялось китайской фирме Shanghai Winsun для поставок в Россию. Кроме того, Госдепартамент США ввел санкции против еще одной узбекской компании за сотрудничество с турецкой фирмой в аналогичной схеме обхода санкций.
Заключение
В условиях растущей глобальной регуляторной неопределенности и постоянных изменений, экспортный контроль становится ключевым инструментом защиты и развития бизнеса. Поэтому организациям важно инвестировать в совершенствование комплаенс-систем, обеспечивать прозрачность процессов и соблюдать международные стандарты, особенно на фоне ужесточения мер экспортного контроля и санкций.
Проактивный подход к экспортному контролю укрепляет доверие международных партнеров, повышает конкурентоспособность и способствует устойчивости бизнеса в динамичной внешнеэкономической среде.